2012/09/05


Пропасть от раба до хозяина


- Комсомолка Иванова! Как вы стали валютной проституткой?
- ммм... Повезло....

Что отличает хозяина от наемного работника? Почему два человека идут в бизнес и через несколько лет один ездит на новом мерседесе и на него работают десятки наемных работников, а второй так и остается на начальном уровне? Что за этим?

Интересный феномен произошел в США после отмены рабства. Оказалось, что далеко не все рабы хотели свободы. У своего хозяина они, по крайней мере, получали кров и еду, а на свободе вдруг перестали кормить... Многие так и остались у своих бывших хозяев.

Примерно такая же история произошла в бывшем СССР. У комсомольцев 20-х 30-х годов была мечта, что пожили кулаки, а теперь поживут они, но закончились кулацкие запасы, разрушились их дома и …

И вот оказались мы вновь в той ситуации, когда с точки зрения наемного работника сложно найти нормальную работу, а с точки зрения работодателя невозможно найти нормальных сотрудников.

Если исходить из уровня образования, то сейчас вечные студенты почему-то решили, что марафон под названием “чем больше образований - тем лучше” и уже не является исключением человек с двумя, а то и тремя высшими образованиями.

Только вот, что оно им дало? Уметь учиться и слушать учителя и просто делать - две большие разницы. Не хочу говорить о вреде образования, но почему-то Билл Гейтс таки смог построить империю под названием Майкрософт. Та же история с Эпплом и Стивом Джобсом. Не вижу смысла перечислять великих недоучек.

В чем же разница?  

А разницу я вижу в глубинных убеждениях, страхах либо их отсутствии, самооценке, видении и осознании себя в этом мире.  Большое спасибо надо сказать и школе, и высшему образованию. Мало кто задумывается над тем фактом, что преподаватели только думают, что знают КАК ЗАРАБОТАТЬ МИЛЛИОН и ничего не делают для того, чтобы его заработать.

Главный вред образования заключается в том, что оно в основном направлено на получение теоретических знаний и практически никак не ориентировано на реальную жизнь.

Зачем ребенку затуманивать мозг туманностью Андромеды?
Я тоже учился в школе. Мне даже пришлось про эту туманность чего-то туманное на уроке отвечать. И что? Мне это в жизни как-то было полезно?

Я изучал устройство двигателя внутреннего сгорания. Я даже имел представление о том, почему он работает. В реальной жизни я просто отдаю свои автомобили в сервис и даже не вспоминаю об этом знании.

Практических же навыков образование дает мало, катастрофически мало. Все потом приходится доучивать под конкретные проблемы. А хотелось бы, чтобы дети с раннего детства понимали, что взяв в банке 1000 долларов под 12% годовых, сумма выплат итого через год может составить 1300, а то и 1500 долларов. Вот такой арифметике точно не учат!

Каждый из читающих сталкивался с тем, что знаний и умений повседневного и прикладного характера обучение не дало, а вот массу, порой взаимоисключающих теорий, - пожалуйста.

Мои оппоненты слюной брызжут мне в лицо, когда слышат такие речи. “Мы готовим думающих специалистов широкого профиля!” - с надрывом пупка кричала мне одна дамочка.

Согласен. Именно так. Приходят такие выпускники и начинается песня: “ Я ДУМАЮ, что нехреново было бы попробовать сделать то-то и то-то. Это ДОЛЖНО увеличить поток клиентов...”

Идиотизм заключается в том, что пробовать он собирается за мои деньги. Отправляешь его провести анализ ситуации и провести расчеты, а это уже оказывается черновая работа, которой экономист должен заниматься! Может директор сам заняться.

Вот тут и выясняется, что арифметика в головах у нас разная. Наемному работнику никогда в голову не придет прикинуть во что обходится владельцу бизнеса просто его пребывание в офисе. Какие расходы? Стол, стул, аренда, коммунальные платежи, налоги и т.д.

Прибыль мы тоже считаем по-разному. Примерно как в том анекдоте:

В баре сидит бедный мужик и пропивает последний рубль. Ни работы, ни квартиры, ни перспективы... Встречается тут же с давним знакомым который берет его на работу. Делать-то всего и надо, что в конце недели ходить в банк, брать чемодан с деньгами и потом делить пополам.

Через два месяца тот же мужик, но уже в совершенно другом прикиде сидит в том же баре с той же кислой рожей и на вопрос бармена, что не так в жизни, которая уже удалась, грустно и пьяно отвечает:

- В банк-то я хожу один, а  деньги-то мы пополам делим...

Наемному работнику и в голову не приходит, что для того, чтобы ему выделить рабочее место кто-то (хозяин фирмы) принимал и принимает на себя риски, планирует развитие и целью открытия бизнеса было именно зарабатывание денег. Как же наемному работнику не нравится отдых шефа в экзотических странах, новая машина и т.д.

У наемного работника в голове другая арифметика, другие ценности, другое восприятие мира.

Предприниматель и не хозяин?

Удивительно, но среди моих клиентов такая категория встречается достаточно часто. С ними вовсе приходится работать осторожно. Они ведь имеют все атрибуты хозяина, но что-то в делах не так, кругом враги и т.д. Именно враждебные обстоятельства не дают двигаться вперед.

Я для себя называю их - невольные предприниматели. Что имеется ввиду? Очень просто. Работал, но должность сократили. Все пошли в предприниматели и я туда же. Никуда на нормальную работу устроиться не смог, вот и пошел в предприниматели.

Всех их объединяет одна общая черта - отсутствие видения, цели, миссии. Слова не важны. Важна суть. Они сами себе не могут ответить на вопрос: а зачем мне это? Но, поскольку уже оказались в этой колее, то и выпрыгивать становится невозможным. Так и продолжают тянуть лямку. Многие потихоньку спиваются и опускаются тихонько на дно. Там и продолжают существование.

Если предприниматели не знают зачем работают, то что говорить про наемных работников, которые даже не понимают, что выполняют чужую программу. Чью? Да чью угодно, но только не свою! В детстве мама с папой говорили, что надо учиться, потом по способностям и конъюнктуре рынка труда выбрали вуз. Многих хороших детей после вуза хорошие родители устраивают на хорошее место и... опять колея.

Вопросы: зачем? почему? уходят в прошлое и не поощряются начальниками и менеджерами, которые тоже не знают куда идти. Инициатива может быть опасной и пресекается на корню в силу страха чего-то нового. Вот и получили изумительных тупых исполнителей. Им ничего не надо, кроме правил, должностных инструкций, стабильной зарплаты и пенсии...

В 25 молодой человек или девушка уже запрограммирован на пенсию? По факту - да. Жизнь закончилась, так и не начавшись.
Миссия невыполнима?

Миссия-то вполне выполнима, но... Бывает очень больно признать, что человек идет не по своей дороге. Больно снимать розовые очки с глаз.  И всегда на заднем плане маячит замечательный вопрос-сомневатель: а зачем? И так же все замечательно. Все так живут.

Главное условие захотеть что-то изменить. Осознать, что можно быть наемным работником, но договориться с работодателем о работе за процент от прибыли. На фирме никто так не делает? Так найдите способ доказать и просчитать для владельца выгоду от того, что вы получаете больше свободы. Это ВЫГОДНО - Вам, хозяину, клиентам.  Отношение к работе автоматически меняется, а с ними и взгляд на жизнь.

Итак, у Вас два выбора: оставаться там, где вы сейчас или меняться. Воспринимать своих сотрудников такими, какие они есть или предложить им меняться.

Вопрос в том, что закон притяжения никто не отменял. Жить на болоте можно. Живут же люди! Но болото можно осушить. Долго нудно и с экологическими последствиями, а можно просто перейти жить в другое место.

Для чего рождены Вы? Где вы хотите жить? Как Вы хотите жить? Как поменять отношение к жизни?

Можно самостоятельно. Для этого есть все возможности: самому  (библиотеки, книги, интернет и иже с ними). Но сколько времени это займет? А можно обратиться к специалистам,  которые нежно и со знанием дела подберут для Вас программу изменений в кратчайшие сроки или наоборот растянут ее в специальном бережном режиме.

Обращайтесь к тому тренеру, который вызывает доверие и отклик. Принципиально не зову в наш тренинговый центр. Ищите, да найдете!

Удачи!

Павел Юрковский
8 февраля 2012 года